Клуб "НЗТЗ" | ИКЦ "НЗТЗ" | Издания "НЗТЗ"" | Музеи и Выставки | Архив НЗТЗ" | Архив Новостей | Контакты "НЗТЗ"
Главные новости

Не за тридевять земель

Выпуски передачи YouTube


Наши друзья

Нумизматы


Наши друзья

Археологи


Погода в Саратове
Яндекс.Погода

  • Воскресенье, 5 декабря, в 11.00 Экскурсия «Саратов-крепость» Сбор участников в сквере «Первой учительнице» угол Московской Соляной и Октябрьской улиц. «От Северных ворот до Соборной площади по древнему Саратову». Продолжительность 1 час. История, археология, городские легенды и мифы. Петр Первый в Саратове.

    Прямо перед нами – самая большая река Европы – Волга. Справа – наиболее живописная часть её берега в пределах города, которую иногда называют «Речными воротами Саратова». Создание четырёх гигантских ступеней Набережной проводилось полвека тому назад по проекту наших земляков-архитекторов – В.С. Делиникайтиса, Э.М. Петрушко, и Т.Г. Ботяновского. В 1962 г. полтора километра этого инженерного сооружения получили название – Набережная Космонавтов.

    В 1969 г. было построено здание Речного вокзала. Ещё два года спустя, у самой кромки воды появился кинотеатр «Экран». А ещё через год часть Набережной, что около Речного вокзала, получила имя первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина.

    В 1988 берег Волги украсился первым в Саратове 16-ти этажным небоскребом. В нём разместилась гостиница «Словакия», ставшим крупнейшим туристским отелем Саратова и области – 630 мест, ресторан для 780-ти гостей, великолепная смотровая площадка. Главным архитектором при осуществлении этого проекта был Л.Е. Дорошенко.

    Прогуляемся по зелёным аллеям. Посмотрим, как подходят к пристани или уходят в рейс белые красавцы – туристские лайнеры. Может быть, примем участие в каком-то празднике или соревнованиях, нередко проводимых тут. И попробуем представить себе, как выглядело то место, где мы сейчас с тобой находимся, в конце XVII века.

    Начало лета 1674-го. Не было тогда тут ни Набережной, ни улицы Московской, по которой мы недавно спустились к берегу Волги. Да и вообще – не было здесь ещё и Саратова. На его нынешнем месте стоял над рекой только совсем небольшой посёлок - рыбный двор Московского Новоспасского Богородицкого монастыря. А около самой воды, куда не достигали вешние воды, размещались склады купеческих и государевых товаров, доставленных сюда по Волге, в основном из южных прикаспийских краёв и ждущих отправки гужевым транспортом в центр Московского государства.

    Но вот в тот день, который мы сейчас пытаемся себе представить, на берегу Волги царило не привычное дотоле оживление. Одно за другим причаливали к берегу большие и малые суда со стрельцами и присланными из верховых городов мастеровыми людьми. Шла выгрузка продовольствия, пушек, огневого припаса к ним. Разбирались подошедшие с полой водой плоты, связанные из мощных древесных стволов, годных для городового дела – постройки изб и, главное, крепостных стен и башен. Там, выше берегового обрыва, где поверхность земли становилась положе, градостроителем полковником Шелем уже были размечены линии, по которым предстояло копать рвы, насыпать оборонительные валы, ставить боевые башни и крепостные ворота. Шло выполнение указа, полученного недавно саратовским воеводой Леонтьевым от царя Алексея Михайловича – «Саратов город делать на горах новый»…

    И вот тут, поскольку мой читатель - человек внимательный, то уж он, конечно, обратил внимание на последнее слово в предыдущей фразе – «новый». И понял, что мы только что пытались себе мысленно представить начальный момент строительства не « самого первого» в наших краях города. Как это понимать? Давай, уточним.

    «Первый Саратов» был основан в 1590-м воеводой князем Засекиным не здесь, где мы с тобой сейчас стоим. Где? До сих пор с полной достоверностью не установлено. Может быть – на правом берегу Волги, 12-ю километрами выше современного местоположения города. Спустя 23 года этот «первый» город, при невыясненных пока обстоятельствах, погиб. И был вновь отстроен, скорее всего, в 1617-м, но уже на левом берегу Волги, у северной окраины нынешнего Энгельса. Чётких следов «Второго Саратова» там сегодня тоже не найти. Они стёрты в прошлом веке расположившимся на городище дачным посёлком. Простояв около устья р. Саратовки город, примерно 60 лет, снова сменил местоположение. И оказался на том месте, куда мы с тобой сейчас пришли. Вот и выходит, что Набережная Космонавтов и ближайшие её окрестности, это исторический центр, скажем так, уже - «Третьего Саратова».

    Где-то тут, поблизости. Да, где-то тут, или – поблизости, в начале ночи, но только той, что спустилась на Волгу вечером 9 июня 1722 года, при свете многочисленных костров и факелов подошла в берегу флотилия Петра Первого. Среди 247 кораблей, нагруженных многочисленным войском, направлявшимся в Персидский поход, была и галера императора. На ней следующим днём повелитель российский торжественно принимал владыку Заволжских степей калмыцкого хана Аюку. Принимал, чтоб заручиться поддержкой в военных делах. И получил её в виде 5 тысяч вооруженных всадников. Была это первая и единственная в саратовской истории, как мы сегодня скажем, «встреча на высшем уровне». Или, ещё современнее – «саммит»?

    Саратов тогда, да и какое-то время после, нередко называли «Рыбным городком». И не случайно. Отсюда только в Москву ежегодно направлялось почти 8 тысяч подвод с замороженными, солёными, вялеными белугами, осетрами, стерлядью. А ещё, в XVIII - XIX веках, было в ходу и другое прозвище - «Соляные ворота России». Через город в 16 губерний страны вывозилось тогда в год до 6 миллионов пудов соли, добывавшейся на заволжском озере Эльтон. Немного позже именовали Саратов и «Пшеничной столицей», и «Городом мучных королей». В нём работало до 16-ти механических мельниц, часть которых считалась самыми крупными в России. И всё это, так или иначе, было связано с Волгой, с её Набережной.

    От того места, где мы сейчас стоим или сидим на лавочке, читатель, на 6 вёрст вниз по течению тянулись причалы для самых различных судов. В том числе и для 52 пароходов Волго-Камской коммерческой компании, располагавшей в XX веке самым обширным флотом речных судов в России, а, может быть, и в мире. Кстати, главная контора её находилась в Саратове, рядом с Набережной. Тут же, и ниже по течению, располагалось до 38 «лесных бирж» - пристаней для выгрузки и хранения древесины разных пород и назначения, прибывшей с верховьев Волги и её притоков. Брёвна, доски, балки, бесчисленные штабеля дров. Тут же – склады для различных товаров, ожидающих отправки по сухопутным дорогам. Для одного только зерна – 300 амбаров.

    Над пристанями и складами высились громадные корпуса и трубы мельниц. А дальше – многочисленные ряды огромных ёмкостей для нефти, мазута, керосина, доставлявшихся из Баку. Причалы для нефтеналивных судов. А ещё дальше, где глаз еле-еле угадывает очертания Увекской горы, находилась, опять же – самая крупная в России, паромная переправа для железнодорожных составов, которую обслуживал специальный флот из 29 судов различного назначения. В 1935 году в тех местах был сооружен первый в наших краях мост через Волгу. При длине свыше 1600 м. он тогда был в числе самых протяженных в стране.

    Можно было бы припомнить, наверное, и ещё много разного о Саратовской набережной. Не забыв, конечно, отметить, что в течение нескольких веков она была самым оживлённым местом в городе. И давала работу для большинства его жителей.

    Из книги Дмитрия Сергеевича Худякова "Хвалынская кругосветка""


    1




    Саратовская область
    Фестиваль

    ...
    подробнее...


    Клуб "НЗТЗ" | ИКЦ "НЗТЗ" | Издания "НЗТЗ"" | Музеи и Выставки | Архив НЗТЗ" | Архив Новостей | Контакты "НЗТЗ"